Лечение щелкающего пальца

«Палец о палец не ударит» — кого-то пословица характеризует в переносном смысле, а для кого-то является чуть ли не диагнозом. Щелкающий палец — это патология кистей рук, когда пальцы блокируются в согнутом (реже разогнутом) состоянии. Заболевание имеет и другие названия: стенозирующий лигаментит, стенозирующий тендовагинит, болезнь Нотта, узловатый тендинит и др.

Диагноз «щелкающий палец», к сожалению, встречается сегодня довольно часто. Главным образом от него страдают женщины зрелого возраста (от 50 лет). В ряде случаев заболеванием страдают и дети. Патологии чаще всего подвержены большой палец, а также указательный и мизинец.

Как всё устроено?

В норме сухожилия сгибателей кисти спокойно скользят в каналах. Для этого сухожилия покрыты специальной оболочкой (синовиальной), ответственной за выработку жидкости, и удерживаются кольцевидными связками в основании пальца.

При диагнозе «щелкающий палец» кольцевидные связки воспаляются и сужаются, а часть сухожилия, наоборот, утолщается. В результате при попытке скольжения деформированного сухожилия по суженной связке и возникает щелчок. И если сначала скольжение происходит с трудом, то с развитием болезни оно становится невозможным. Так называемое торможение пациент может нащупать самостоятельно.

Почему возникает заболевание?

Одной из главных причин является наследственность. Затем следует гормональный дисбаланс — это и обуславливает тот факт, что чаще всего болезнь Нотта поражает женщин. Ведь они испытывают изменения гормонального фона при беременности или климаксе. Другими предрасполагающими факторами являются ревматоидный артрит, заболевания эндокринной системы (нарушение работы щитовидной железы, сахарный диабет). Большое влияние на развитие заболевание оказывает и постоянное перенапряжение пальцев рук из-за особенностей работы. Нередко от патологии страдают дети в возрасте 1-3 лет из-за неравномерного формирования тканей, когда диаметр сухожилия и кольцевидной связки не соответствуют друг другу.

Как самостоятельно определить щелкающий палец?

Пациент чувствует болезненные ощущения в основании пальца, подверженного патологии. Обычно на начальных стадиях боль проявляется при надавливании на палец, а также при выполнении движений, в котором задействована мелкая моторика рук. При заболевании в его очаге возникает припухлость, расположенная в сухожилии.

С развитием болезни усиливаются и боли, которые проявляются не только при движении, но и в состоянии покоя. Пытаясь разогнуть палец, пациент ощущает сопротивление. При желании сделать какое-то движение, больному приходится прилагать гораздо больше усилий, нежели раньше. В этой же стадии проявляется главный признак прогрессирующей патологии — щелчка в последнем суставе. Последней степенью заболевания является невозможность разогнуть или согнуть палец.

Лечение щелкающего пальца

Обычно лечение начинают с консервативных методов, направленных на устранение причины болезни. Прописывают противовоспалительные препараты, физиотерапевтические процедуры (электро- или фонофорез), рекомендуют иммобилизацию пальца. Однако консервативное лечение даёт высокие результаты в редких случаях, поэтому чаще всего щелкающий палец устраняют оперативным путём.

Хирургическая методика при щелкающем пальце

Различают два вида операций. В первом случае выполняется прокол-разрез над головкой пораженной пястной кости и рассекается кольцевидная связка. Хирург при этом использует глазной скальпель. При расчёте длины рассечения, ориентируются на исчезновение щелчка. Швы не накладывают — только повязку. Есть риск возникновения рецидива.

Вторая методика подразумевает разрез над дистальной кожной бороздой. В этом случае кольцевидная связка, слой за слоем, обнажается. Врач разрезает её по боковой поверхности до тех пор, пока не удостоверится в нормальном скольжении сухожилия по каналу. После операции накладывают швы, которые снимаются через 10 дней.

После операции необходимо разрабатывать, но при этом не перегружать пальцы, чтобы в дальнейшем не образовались контрактуры и не срослись сухожилия. В течение 3 недель пациент будет не в состоянии выйти на работу, если она связана с ручным трудом.

Цены на лечение щелкающего пальца в нашей клинике
Лечение щелкающего пальца 10000 р.

В стоимость входит: операция (с наложением шва), местная анестезия, послеоперационное ведение (включая консультации и перевязки).